Самоизоляция, карантин, режим повышенной готовности и штрафы

Борьба с распространением новой коронавирусной инфекцией повлекла за собой принятие органами исполнительной власти субъектов РФ беспрецедентных мер, в рамках которых населению вменили обязанность сидеть дома с правом выхода только при необходимости. При этом, и граждане и, нередко, но не удивительно, сотрудники правоохранительных органов, на которых возложена задача контроля за соблюдением населением установленных правил, путаясь в терминологии, говорят о том, что власти ввели карантин и, поэтому, все должны соблюдать режим самоизоляции прям как Агафья Лыкова. Но есть и те, которые скажут, что никакого карантина нет и власти ввели всего лишь режим повышенной готовности, содержащий обязательные предписания прежде всего для органов власти, а к гражданам все требования носят рекомендательный характер. Данный аргумент, если он произнесен, повстречавшему вас на улице, хранителю прав и спокойствия граждан, не встретит понимания, так как у каждого сотрудника имеется коротенький скрипт для переговоров с больно умными, в котором упоминаются только лишь размеры штрафов и пункты статей административного законодательства РФ и ни про какие другие вещи с мудреным названием в скрипте не написано. Так что же происходит на самом деле? Мы должны исполнять требования карантина, режима повышенной готовности или самоизоляции? И что будет, если вы все-таки, положив под сердце книжку с названием «Конституция РФ», пойдете прогуляться в парк? Ответы на эти вопросы вы найдете чуть ниже.

В настоящий момент в целях препятствования распространению новой коронавирусной инфекции, органами власти большинства субъектов РФ введен режим повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Режим повышенной готовности – это мера реагирования главы субъекта РФ, в связи с возникновением на территории субъекта РФ угрозы возникновения чрезвычайной ситуации регионального уровня. Да, прежде всего, данная мера относится к органам государственной и муниципальной власти РФ. Но, в рамках режима повышенной готовности, могут также быть частично ограничены права граждан на передвижение в соответствии с пп. а п. 10 ст. 4.1. ФЗ от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Действительно, чтоб ограничить конституционные права граждан РФ необходимы властные полномочия федерального уровня, которые предусмотрены законодательством как мера реагирования на ЧС межрегионального или федерального уровня, что требует признания ЧС властями РФ на всей территории РФ или на территории нескольких субъектов РФ. В нашей действительности, несмотря на масштабы распространения инфекции, ЧС на федеральном уровне по каким-то причинам не вводится и все ограничения прав граждан на передвижение вводятся актами глав субъектов РФ в качестве регионального, а не федерального уровня реагирования. Тем не менее, при всех перегибах актов глав субъектов РФ требованиям федерального законодательства РФ и Конституции РФ, данные меры, прежде всего, направлены на сохранение жизни и здоровья граждан, что, на наш взгляд, не подлежит сомнению, так как угроза заражения при массовых скоплениях людей – велика.

Карантин – это совершенно особый вид санитарно-противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения инфекционных мероприятий, который регулируется другим законом, нежели режим повышенной готовности. Согласно Федеральному закону от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ограничительные мероприятия (карантин) — это административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Введение и отмена карантина на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) осуществляется органами государственной власти субъектов на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей. Такие предписания Главного государственного санитарного врача РФ действительно были выданы главам субъектов в Постановлении от 30 марта 2020 г. № 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019". При этом, в данном Постановлении главам субъектов также предписано обеспечить режим «изоляции» граждан в домашних условиях, а также режим «самоизоляции», которые не регламентированы федеральным законодательством РФ.

Таким образом, как все смешалось в доме Облонских в романе «Анна Каренина», так и в актах глав субъектов РФ смешались меры, предусмотренные на случай введения режима повышенной готовности, предусмотренные одним законом, так и меры, предусмотренные на случай введения карантина, предусмотренные совершенно другим федеральным законом. Ясности не прибавили и рекомендации главного санитарного врача России о необходимости обеспечения изоляции и самоизоляции граждан. Такое правовое регулирование текущих обстоятельств, связанных с распространением COVID-19 с неизбежностью порождает конкуренцию, коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях. Поэтому и в судебной практике существует путаница относительно квалификации деяний граждан, нарушающих введенные ограничительные меры, и, таким гражданам, в разных субъектах РФ, назначается разное административное наказание.

Принимая во внимание вышеизложенное, просьба не мучать представителей правоохранительных органов толкованием законодательства РФ, а спокойно писать в протоколе об административном правонарушении о том, что с привлечением вы не согласны и вам нужна помощь защитника. После чего, вам необходимо обратиться к юристу или адвокату, которые вам помогут выстроить защиту исходя из содержания составленного административного материала и иных значимых обстоятельств с целью прекращения дела об административной ответственности или снижения размера административного наказания.

Итак, остался один вопрос о размере административного наказания за нарушение установленных ограничений. Если вы, будто есенинский московский озорной гуляка, решивший пройтись вечером с друзьями вечерком по парку в период действия ограничительных мер, то вас могут наказать следующим образом:

Со 2 апреля 2020 года вступили в силу поправки в КоАП РФ, посвященные ужесточению ответственности за нарушение ограничительных мер.

Во-первых, усилена ответственность по ст. 6.3 КоАП: за нарушение установленных ограничений в режиме чрезвычайной ситуации или при угрозе распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (к таким отнесена коронавирусная инфекция) предусмотрены:

для граждан - штраф от 15 000 до 40 000 руб.;

для должностных лиц – штраф от 50 000 до 150 000 руб.;

для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – штраф от 50 000 до 150 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Если в результате подобных нарушений был нанесен вред здоровью людей (в том числе со смертельным исходом), предусмотрены следующие виды ответственности:

для граждан - штраф от 150 000 до 300 000 рублей;

для должностных лиц – штраф от 300 000 до 500 000 рублей;

для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – штраф от 500 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;

Во-вторых, КоАП дополнен новой нормой - ст. 20.6.1 «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения». Такое правонарушение в зоне ЧС или на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, влечет за собой следующие виды ответственности:

для граждан - предупреждение или штраф от 1 000 до 30 000 руб.

для должностных лиц - штраф от 10 000 до 50 000 руб.,

для индивидуальных предпринимателей - штраф от 30 000 до 50 000 руб.;

для юридических лиц — штраф от 100 000 руб. до 300 000 руб.

Нормы с учетом текущей правоприменительной практики дублируют друг друга, поэтому как они будут применяться, понять затруднительно даже уважаемым судьям. Вероятно, введение дублирующих друг друга норм направлено на устрашение населения, оказание на него воздействия в целях соблюдения предусмотренных ограничений.

Будто вишенка на торте, для жителей Москвы с 03.04.2020 в КоАП Москвы введена новая статья 3.18.1 под названием «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы». Санкция за нарушение правил перемещения граждан – штраф до 4 тыс. руб. (5 тыс. руб. за повторное нарушение); за нарушение организациями норм о приостановлении работы – штраф до 300 тыс. руб. (500 тыс. руб. за повторное нарушение).

Эта норма напрямую вводит санкции за нарушения Указа Мэра о введении режима повышенной готовности. Проблема в том, что она дублирует новую ст. 20.6.1 федерального КоАП. Будет ли к нарушителям применяться только московская норма или власти намерены использовать обе (что будет совершенно незаконно), пока не ясно.

Мы надеемся, что вы граждане сознательные и ответственно отнесетесь ко всем ограничительным мерам, принятыми властями. Берегите себя, но, если вам нужно передвигаться по Москве – обязательно оформите пропуск и получите свой «нумер», а по приезду домой, закутавшись в одеяло, возьмите с полки томик фантастического романа Замятина и прочтите об удивительном любовном треугольнике Д-503, О-90 и R-13.

    Хорошего настроения.

Автор статьи: Зеленин Константин, ведущий юрист кабинета адвоката Алексея Михальчика.

Услуги:
Заказ звонка